Пример тому, что не оскудела земля тульская на таланты и промыслы, — семья Волгиных, представители которой служат самоварному делу в течение многих лет.
Основатель династии, Виктор Федорович Волгин, родился в 1935 г. в Туле. Учился в школе №51 и еще в школе начал рисовать. Совершенствовал свои художественные приемы Виктор в изостудии Дома культуры «Серп и Молот» у художника Константина Михайловича Кортукова, дружившего со знаменитым Порфирием Никитичем Крыловым, участником творческого коллектива Кукрыниксы. Детство и юность Виктора Федоровича пришлись на нелегкое время и для страны, и для ее граждан.
В 1952 г. Виктор Волгин совсем еще неоперившимся юнцом пришел на завод «Штамп». Трудовая жизнь будущего знаменитого дизайнера самоваров началась более чем скромно: он поступил в цех № 17 учеником токаря. Добросовестность и прилежание молодого рабочего позволили ему быстро освоить профессию, и в течение семи лет он трудился токарем в цехах завода. Но кроме основной ` работы его увлекала совсем другая деятельность — рисование. Поэтому все свободное время он посвящал своему давнему увлечению, рисуя портреты людей, пейзажи, жанровые картинки. Вот и на заводе, в обеденный перерыв, он погружался в любимое занятие, хотя сотоварищи не раз посмеивались над ним и приглашали заняться чем-нибудь более «полезным» — подремать или сыграть в домино. Но как раз такое непрактичное с точки зрения коллег-токарей времяпровождение помогло Виктору Федоровичу перейти на другую работу, более отвечающую его таланту и желаниям. Как-то раз увлеченно работая над очередным портретом приятеля. он и не заметил, что за ним давно наблюдает главный конструктор завода Сергей Михайлович Романовцев, зашедший по делам в цех № 5, где тогда трудился Волгин. Он и предложил молодому токарю перейти в отдел главного конструктора на должность чертежника. Так в 1959 г. увлечение Виктора Волгина стало его главной профессией.
Первоначально задания начинающему художнику давались относительно простые, например, создать этикетку для упаковки примуса, выпускавшегося на «Штампе» с 1923 г., и оформить обложку для инструкции по применению примуса. Более серьезной задачей стала разработка внешнего вида стиральной машины «Тула-2». Производство стиральных машин для завода было делом новым и неосвоенным.
В 1956 г. завод впервые принялся за такое принципиально новое изделие. Министерство общего машиностроения, учитывая значение новинки, сразу же взяло под особый контроль это производство. Новая машина давалась нелегко: многие операции производились вручную. Первый блин оказался комом, и производство стиральных машин было приостановлено.
Но уже в марте 1957 г.. после применения новых технологических решений, партия стиральных машин «Тула» впервые ушла за рубеж — в Польшу.
В 1959 г. конструкторы предложили более совершенную модель — «Тула-2», и вот именно для этой новинки Виктор Федорович придумал внешнее оформление, учитывающее все изменения во внутреннем устройстве и компоновке узлов. Кстати, в 1989 г., когда на заводе уже забыли об этой машине, в совет трудового коллектива пришло письмо от ветерана войны и труда Сенина, купившего машину «Тула-2» в 1964 г. У него этот агрегат работал до сих пор без какого-либо ремонта: «Я с гордостью заявляю о том,что наши инженеры и рабочие могут изобретать и делать товары лучше зарубежных».
Новая работа, может быть. не была очень выгодной в материальном плане, но давала возможность полностью реализовать свои творческие возможности и амбиции. Каждый день Виктор Федорович задерживался допоздна, мысли о любимом деле не оставляли его ни дома, ни в гостях. В 1957 г. Виктор Федорович стал студентом Всесоюзного заочного университета искусств. Художественный потенциал очень пригодился Виктору Волгину, когда его привлекли к работе по оформлению самоваров — еще одного знаменитого вида продукции завода «Штамп». Помогало молодому художнику-конструктору еще и то обстоятельство, что его жена, Нина Тихоновна, во всем поддерживала мужа. Она тоже была творческим человеком: писала стихи, печаталась в газетах и сборниках и могла понять творческие метания своего мужа. Сама Нина Волгина происходила из семьи очень известных в прошлом тульских самоварных фабрикантов Салищевых.
Сведения о предке Салищевых, оружейнике Илье, относятся к 1669 г., в сметной росписи о нём указывается, что проживает он в Кузнецкой слободе, приходе церкви св. Георгия. Многочисленные потомки достопамятного Илии все были оружейниками, держали мастерские, где работали не только оружейные детали, но и другие вещи, например, самовары, скобяные изделия.
Дед Нины Тихоновны Пётр Васильевич Салищев (1864 - 1940) владел мастерской на Заварной улице, где изготавливали самоварные детали и скобянку. Женился он на Анне Николаевне Берниковой, чьи родители занимались гармонным производством и проживали в Чулково. Братья Петра Александр, Алексей и Георгий занимались самоварным промыслом, владели фабриками: Александр и Алексей на Госпитальной улице (ныне Сакко и Ванцетти), Георгий - на Литейной. Племянник Петра Васильевича Алексей Павлович также был владельцем самоварной фабрики на ул. Литейной при собственном доме. Самоварное производство Салищевых существовало и в годы нэпа: в 1923 г. Александр Салищев вырабатывал 50 штук самоваров в месяц, а зять Георгия Васильевича Салищева Василий Ветров - 140 штук. Правда у последнего работало пять человек, с ним включительно, а Александр Салищев управлялся сам при помощи одного наёмного рабочего.
Ровно через 100 лет после рождения П.В Салищева Виктор Волгин приступил к созданию самовара-миниатюры, настоящего шедевра современной самоварной промышленности, знаменитого сувенира завода “Штамп” - самовара “Ясная Поляна”. Причём этот самовар не только являлся копией самовара, из которого Лев Толстой в своё время пил чай в усадьбе, но и копией уменьшенной всего на 120 г. Чтобы воплотить идею Волгина, потребовалось 24 штампа и приспособления, а станок для полирования крохотной ручки самовара сам умещался на столе . В 1960-е годы Виктором Фёдоровичем было создано и немало дизайнерских решений для оформления валовой самоварной продукции завода. Это и самовар “Тюльпан” всего на 5 л, и самовары “Грушевидный”, “Шарик”, “Восьмигранник”. “Тюльпан” и “Восьмигранник” были созданы Волгиным В.Ф. и Волгиным В.В. в 1980 году к открытию олимпиады, которая проходила в Москве в 1980 году.
Помимо самоваров Волгин работал над оформлением и других предметов - светильника “Жар - птица”, памятной медали для новорождённых. В середине 1660-х годов Тульский облисполком объявил конкурс на создание проекта будущей памятной медали для всех родившихся в туле и Новомосковске. Завод “Штамп” был выбран изготовить утвержденный комиссией проект. Но представитель завода Волгин захотел и сам принять участие в конкурсе. И, пройдя все три тура, победил. На его медали с одной стороны было изображено счастливое мирное детство (с помощью ясных и четко прорисованных символов) и надпись “Гражданину СССР, родившемуся в Туле”. На обратной стороне - кузней у горна на фоне строек и фабричных корпусов, в центре - тульский герб. Обратная сторона вызвала больше всего споров, так как предполагались варианты с изображением знаменитых людей земли тульской. Но проект Волгина понравился всем членам комиссии.
Главной своей заслугой Виктор Федорович считает работу над созданием эксклюзивных подарочных самоваров, каких до сих пор не бывало. Первым таким чудо-водогреем стал самовар “Дружба народов ”, подаренный Л.И. Брежневу в 1976 году. Выполняя этот заказ, Волгин буквально не уходил с завода, ел и спал там. Сам разработал всю технологию, сам дал ему название.
Затем последовал самовар “Тульский Левша”, который тоже стал подарочным. Всего в 10 экземплярах его изготовили в подарок делегатам 25 съезда КПСС. Эти необычные по своему оформлению самовары открывали Волгину возможность раскрыться как художнику, реализовать мечту о самоваре-сказке, выразить свою любовь к родине - России. Этой любовью дышит самовар “600 лет Куликовской битве”, на корпусе которого Волгин изобразил русских богатырей, защищающих святую землю (1980 г.). Среди самоваров, созданных по эскизам Волгина, есть самовар “Тула - город-герой”, “Союз нерушимый”, “Москва златоглавая”. Многие подарочные самовары Волгин создавал в соавторстве со своим сыном.
В 1977 г. Виктор Федорович привел на завод сына, 17-летнего Вадима. Тот не захотел после окончания школы сидеть на шее у родителея (Виктор Федорович был единственным кормильцем семьи) и решил зарабатывать. Как и у отца. любовь к рисованию у Вадима появилась еще в детстве. Вадим занимался в изостудиях города: сначала в ДК металлургов у Е.Т. Тимохина, затем в ДК профсоюзов у П.К. Овчинникова. Там он научился работать карандашом и красками, изучил правила светотени и перспективы, навыки смешивания цветов. Но больше всего ему нравилось мастерить что-либо своими руками. Слабостью Вадима был различный инструмент, который он покупал у стариков на рынке. Со временем сложилась целая коллекция: стамеска судового плотника с броненосца “Потемкин”, коловорот из самоварной мастерской собственного прадеда и другие диковинки. Начал свою трудовую жизнь Вадим, в отличие от родителя, не рабочим человеком, а совслужащим: его взяли художником-оформителем в цех №4, где делали стиральные машины. Обязанностью Вадима было заниматься наглядной агитацией цеха, но рисование стенгазет совсем не радовало юношу. Он тоже хотел создавать самовары. Через полгода его пригласили в отдел главного конструктора. Первой работой Вадима на новом месте был поддон для самовара на трех ножках. Вадим не просто изобразил самоварную деталь, но и вылепил ее из пластилина, а потом вырезал из дерева. Он очень хорошо чувствовал форму предмета, в этом как раз и проявилось отличие сына: Виктор Федорович был пристрастен к живописи, а Вадим - к форме, пластике.
Вадим изучил все технологические операции, связанные с производством самовара, ему довелось поработать кузнецом, инструментальщиком, гравером, специалистом по фотохимическому травлению, модельщиком. Первой авторской работой Вадима, совместно с отцом, стал самовар “Миру-мир”, подаренный Л.И. Брежневу к 75-летию. Одной из самых дорогих сердцу работ стал самовар “Лесная быль”, тоже плод совместного творчества. Корпус этого самовара украшают многочисленные декоративные приделки: охотник борющийся с медведем, егерь, трубящий в рог, головы лосей, фигурка совы. Все это вырезал из дерева Вадим Волгин, а потом уже по его моделям отливались из металла детали на мытищинском заводе художественного литья.
Обоюдное творчество талантливых художников и дизайнеров Волгиных позволило появиться на свет таким замечательным водогреям, как “Метелица”, “Куликово поле”, “Пушка”, где использовались традиционные самоварные формы. По заказу друзей чемпиона мира по шахматам А.Е. Карпова был изготовлен самовар “Ладья”, с ножками - шахматными фигурками; для министра обороны СССР был придуман самовар “Богатырская застава” с фигурами русских ратников; уникальным получился подарок для президента Казахстана Назарбаева.
Поистине королевским вышел у творчества тандема Волгиных самовар “Русское поле”, подаренный королеве Великобритании в 1994 г. Этот подарок простоял а королевской резиденции Балморал почти полтора десятка лет, и в 2008 г. вновь стал объектом пристального внимания прессы, теперь уже британской. Газета Daily Express в 2008 г. сообщила, что загадочный русский подарок, которым англичане не знали как пользоваться, попал под подозрение спецслужб, а вдруг русские начинили его подслушивающими устройствами. Так что права была пословица: что русскому хорошо, то немцу смерть (или мучительное сомнение - зачем это русские нам подарили).
В 1995 г. указом Президента России Бориса Ельцина Виктору Федоровичу Волгину было присвоено звание “Заслуженный художник Российской Федерации”. Почетного звания Виктор Волги был удостоен не только за созданные им самовары, но и за художественную концепцию символа воинской доблести - меча, изготовленного к 50-летию Победы в Великой Отечественной войне. Это было последнее задание, которое Виктор Федорович выполнил в стенах родного завода “Штамп”. Под его руководством был создан образ будущего изделия. По эскизам отца и сына мастера завода выполнили чудо-меч длиной 2 метра 25 см и весом 32 кг. Рукоять меча декорирована чернью и выглядит как обвитая георгиевской лентой, в центре - изображение ордена Победы, на котором сверкают гранями 199 стальных “алмазов”. По клинку наведен сложный орнамент и посвятительная надпись. Ножны украшены не менее эффектно: на черненом поле портрет Александра Невского и его знаменитые в веках слова “Кто с мечом к нам придет - от меча и погибнет”. Футляр из орехового дерева декорирован латунными медальонами с памятниками воинской славы: фигурой воина-освободителя в берлинском Трептов-парке, фигурой “Родина мать” на мамаевом кургане, фрагментами стены рейхстага с надписями советских солдат. Ныне этот шедевр тульских мастеров хранится в Музее Великой Отечественной войны на Поклонной горе в Москве.
В 19995 г. Виктор Волгин ушел на заслуженный отдых, проработав на заводе “Штамп” 43 года. В память о нем остались не только небывалые самовары, но и мемориал труженикам предприятия, защищавшим Родину в годы войны. Центральное место в нем занимает памятник, который представляет собой стелу с горельефом солдата со знаменем, идущего в атаку. Эскиз памятника разработал отец, а сын Вадим, сделал модель из дерева, по которой и была отлита из бронзы фигура воина.
Через два года ушел с завода и Вадим - в это время самоварное производство на “Штампе” практически остановилось. Несколько лет, что провел Вадим без любимого дела, он не любит вспоминать. В начале 21 столетия Вадим вновь приступил к созданию самоваров. Он начал работать в стенах Тульского патронного завода, на производстве ООО “ТПЗ-Сервис”, которое специализировалось на эксклюзивных штучных самоварах. На новом месте Вадим Волгин не только использует традиционные самоварные формы, но и придумывает что-то новенькое. Так, по его проекту был выпущен самовар “Пуля”. Рядом с ним трудится его жена Елена Юрьевна, она занимается формовкой художественного литья. Вместе с ними работает их сын, который продолжает дело отца и деда.
Борис Волгин закончил факультет дизайна Тульского машиностроительного колледжа. Его дипломной работой стало участие в создании самовара к 300-летию Петербурга. Чтобы понять, как устроена ветка крана в форме скобы (деталь, которая является традиционной не для Тулы, а скорее для питерских и московских самоваров), он провел немалое время в музее “Тульские самовары”. Секрет старых мастеров ему удалось понять, и ветку крана подарочного самовара украсило полукружье скобы, да еще и с декором - фигурой парусника. Как и дед, Борис начал трудовую карьеру рабочим: убирал напильником окалину с самоварного литья. Теперь он может делать многие операции, необходимые для создания самоваров - пайку, фототравление. Борис, как и его знаменитый дед с отцом - настоящий самоварный конструктор. В производство был принят его проект “Огни Москвы”, самовар в честь 75-летия Пролетарского района. Как видите, династия Волгиных продолжает создавать чудо-водогреи, прославившие Тулу и ее жителей.